ФЭНДОМ

Анастасия Дмитриевна Вяльцева
фото
Анастасия Вяльцева, фото с открытки (около 1910 года)
Основная информация
Дата рождения

1871 год(1871)

Место рождения

слобода Алтухово, Трубчевский уезд Орловской губернии

Дата смерти

5 (18) февраля 1913(1913-02-18)

Страна

Россия Россия

Профессии

певица

Певческий голос

меццо-сопрано

Анастаси́я Дми́триевна Вя́льцева (по мужу — Бискупская; (март)1871, слобода Алтухово, Трубчевский уезд Орловской губернии — 5 (18) февраля 1913, Петербург) — русская эстрадная певица (меццо-сопрано), исполнительница цыганских романсов, артистка оперетты.

Биография Править

Переехав в Петербург, Вяльцева стала брать уроки пения у председателя Петербургского вокального общества С. М. Сонки. Сценическую деятельность начала в Киеве, в качестве статистки в балетной труппе С. С. Ленчевского (1887). В 1893 выступала в опереточной труппе московского театра «Аквариум», затем в труппе С. М. Пальма (вначале в Москве, потом — в Петербурге). На сцене Петербургского Малого театра её заметили театральные обозреватели, а затем присяжный поверенный Н. И. Холева, знакомство и дружба с которым открывают для неё доступ в высшее светское общество.[1] В 1897 году в московском театре «Эрмитаж» Я. В. Щукина состоялся первый сольный концерт Анастасии Вяльцевой, сразу же вызвавший невиданный ажиотаж в эстрадных кругах. Сама певица вспоминала об этом так:

В течение трёх лет я не выходила на сценические подмостки, и всё это время работала над развитием своего голоса с целью пройти серьёзную школу для дальнейшей артистической деятельности. Затем меня увидал Щукин, известный московский антрепренёр, и пригласил сразу на первые роли в «Эрмитаж» в Москву, а затем я сделалась «Вяльцевой».

После громкого успеха певице наперебой предлагают самые выгодные контракты. Первая же её гастрольная поездка по городам России вылилась в настоящий триумф новоявленной звезды. «Знаменитая „вяльцевская улыбка“ покоряла всех и вся, писал очевидец. — Её заставляли бисировать по десять, двадцать раз». Несмотря на множество гастролей в провинции и активной концертной деятельностью в столицах, продолжала выступать в опереточных спектаклях (Саффи в «Цыганском бароне» И. Штрауса, Перикола в «Периколе» и Елена в «Прекрасной Елене» Ж. Оффенбаха, Клеретта в «Дочери мадам Анго» Ш. Лекока). Эпизодически участвовала в оперных представлениях, в том числе и в Мариинском театре. Среди наиболее известных партий: Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса). Современниками отмечалась красота голоса Вяльцевой, задушевность её пения, оригинальность фразировки.

Популярность Вяльцевой в начале XX века была огромна, её называли «Чайкой русской эстрады» и «русской Золушкой», превратившейся из простой горничной в одну из самых богатых и известных женщин России. Концерты «несравненной» исполнительницы романсов всегда вызывали шумный успех,[2] а граммофонные пластинки с её записями выходили огромными тиражами.

Вяльцева жила в Петербурге, на набережной реки Мойки, 84 (на доме установлена мемориальная доска). Владела несколькими домами на набережной реки Карповки, которые завещала городу. В начале 1913 года по Петербургу разнеслось известие о том, что Вяльцева заболела раком крови. Сводки о состоянии её здоровья вывешивали на газетных киосках; муж с 1904 (конногвардейский офицер Василий Бискупский), несмотря на тяжёлое ранение, перенесённое в русско-японскую войну, стал донором при переливании крови, но ничего не помогло. 5 (18) февраля в возрасте 42-х лет Вяльцева скончалась. Могила Вяльцевой находится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

В конце XX века личность и судьба Анастасии Вяльцевой послужили прообразом героини романа «Зелёные берега», принадлежащего перу Геннадия Алексеева, замечательного поэта, мастера русского верлибра.

Адреса в Санкт-Петербурге Править

1905 — 05.02.1913 года — набережная реки Мойки, 84.

См. также Править

Литература Править

  • Кугель А. Р. Литературные воспоминания. — Пг.;М., 1923. С.155;
  • Днепров М. И. Полвека в оперетте. М.,1961. — С. 99.
  • Сафошкин В. Анастасия Вяльцева // Под чарующей лаской твоею. Жизнеописание А. Вяльцевой. Песни. Романсы. — М. Эксмо, 2001. ISBN 5-04-006800-X
  • Кугель А. Р. Театральные портреты. — Л., 1967. С. 284—293;
  • Нестьев И. В. Звезды русской эстрады: (Панина, Вяльцева, Плевицкая): Очерки о рус. эстрад. певицах нач. XX в. — М., 1970. С. 46-65.
  • Шнейдер И. И. Записки старого москвича. М.,1970.— С.135.
  • Алексеев Г. И. Зелёные берега //Серия: Петербургская проза. — СПб: Новый Геликон, 1996. ISBN 5-87145-016-6

Ссылки Править

Примечания Править

  1. «Именно он ввёл в художественные круги Петербурга свою горничную Настю, ставшую вскоре популярнейшей артисткой эстрады и оперетты». Троицкий Н. А. Адвокатура в России и политические процессы 1866—1904 гг. Тула, 2000.- С.95.
  2. 1.10.1910 дала концерт в Вологде в здании страхового общества. См. Именослов. Знаменитые люди в Вологде. (Автор-составитель Р. А. Балакшин) Вологда, 1994. — с.34.