ФЭНДОМ

Александр Аркадьевич Галич
Портрет
Имя при рождении:

Александр Аронович Гинзбург

Род деятельности:

поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен

Дата рождения:

19 октября 1918(1918-10-19)

Место рождения:

Екатеринослав, УНР

Гражданство:

Флаг СССР СССР

Дата смерти:

15 декабря 1977(1977-12-15) (59 лет)

Место смерти:

Париж, Франция

Отец:

Арон Самойлович Гинзбург

Мать:

Фанни Борисовна Векслер

Алекса́ндр Арка́дьевич Га́лич (настоящая фамилия Ги́нзбург; 19 октября 1918, Екатеринослав — 15 декабря 1977, Париж) — русский советский поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен. Член НТС. Галич — литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии, имени и отчества.

Биография Править

Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в интеллигентной еврейской семье. Отец — Арон Самойлович Гинзбург, экономист, мать — Фанни Борисовна Векслер, работала в консерватории. Дед, Самуил Гинзбург, был известным в городе педиатром. Жила семья в доме № 74 по улице Комсомольской (ранее — Казачья), возведённом в 1911 году силами самих жильцов (Екатеринославским домостроительным обществом, первым в городе жилищным кооперативом).[1] Младший брат — кинооператор Валерий Гинзбург.

В 1920 году семья Галича переехала в Севастополь. В 1923 году они переехали в Москву, где поселились в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов».

Первая публикация — стихотворение «Мир в рупоре» (Пионерская правда. 1932. 23 мая, за подписью Александр Гинзбург).

После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии.

Когда началась война, Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в Грозном, он попал в театр, в котором работал до декабря 1941 года. Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.

В Ташкенте Галич сходится с актрисой Валентиной Архангельской, брак с которой регистрирует в 1942 году, после возвращения в Москву. В мае 1943 года у них родилась дочь Александра (Алёна). В 1945 году Валентина Архангельская получает место ведущей актрисы в Иркутском Драматическом театре и уезжает из Москвы. Это со временем приводит их к разводу. В 1947 году Галич женится на Ангелине Николаевне Шекрот (Прохоровой).

Драматургия Править

В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра — «Улица мальчиков» (1946), «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Ф. Исаевым) (1948, снят фильм в 1970), «Пути, которые мы выбираем» (или «Под счастливой звездой», 1954), «Походный марш» (или «За час до рассвета», 1957), «Пароход зовут „Орлёнок“» (1958), «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (1954) (совместно с К. Ф. Исаевым), «На семи ветрах»(1962), «Дайте жалобную книгу» (1964), «Государственный преступник» (1964), «Третья молодость» (1965), «Бегущая по волнам» (1967).

Пьеса «Матросская тишина», написанная в 1958 году для открывающегося тогда театра «Современник», была впервые поставлена только в 1988 году О. Табаковым.

Стихи и песни Править

С конца 1950-х гг. Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь в какой-то мере от романсовой традиции и искусства А. Н. Вертинского, Галич стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и Б. Ш. Окуджавой), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал своё направление.

Первые песни — «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) — будучи относительно безобидными в политическом отношении, тем не менее резко диссонировали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве Галича. Перелому в творчестве весьма благополучного советского литератора способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили к показу, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в повести «Генеральная репетиция».

Конфликт с властями Править

В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу.

Он выступал со своими песнями по квартирам, на так называемых домашних концертах, собиравших ему очень небольшие заработки; его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился всё больше популярен и которые изымались при обысках.

Как-то Валентин Николаевич Плучек решил пригласить Галича, как своего бывшего ученика по студии, выступить с песнями для актеров театра Сатиры, который он тогда возглавлял, по случаю какого-то праздника на капустнике, куда зрители вообще не допускались. Галич с радостью согласился. Самодельное объявление было вывешено во внутреннем помещении театра, куда посторонние, в том числе зрители, не допускались. Но даже этот, сугубо внутренний концерт был категорически запрещён властями. Плучеку позвонили из Министерства культуры и потребовали отменить выступление Галича.

7 марта 1968 года в Академгородке Новосибирска прошёл фестиваль авторской песни, проведённый клубом «Под интегралом». На фестивале состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР , в том числе исполнившего песню "Памяти Пастернака".

В 1969 г. в издательстве «Посев» вышла книга его песен. Именно это послужило причиной его исключения из Союза писателей (1971) и Союза кинематографистов и Литфонда (1972). Запрещена пьеса «Матросская тишина» (1957), травля в печати, прекращение публикаций в официальной прессе (1968, за участие в Фестивале бардов в Новосибирске).

Член-корреспондент диссидентского Комитета прав человека в СССР (1970—1973). Участник петиционных компаний.

Высылка и смерть Править

В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 г. (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), а в 1972 г. — из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 г. В 1972 году, после третьего инфаркта, Галич получил вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц.

Файл:Галич.jpg

В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать. О деталях источники расходятся. По одной версии, он номинально выехал в Норвегию для участия в семинаре по творчеству Станиславского, но сразу после пересечения границы был лишён советского гражданства. По другой — эмигрировал «по израильской визе».

22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.

Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской радиостанции «Свобода». Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977 г. от удара электрическим током от радиоаппаратуры. Существует версия, что это было убийство, причём версии о том, кто именно убил Галича, разнятся до противоположности: согласно одним, Галича убили агенты КГБ, мстившие ему за антисоветскую деятельность; согласно другим — Галича убили агенты ЦРУ, которые боялись, что Галич, которого мучила ностальгия, решит вернуться в Советский Союз и этим существенно подорвёт имидж диссидентского движения. Между тем, парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай:

Я, Василий Бетаки, пришёл вместе с В. Максимовым, редактором журнала «Континент», в квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В квартире были пожарные и врач. Врач показал мне и В. Максимову чёрные полосы на руках от антенны (двурогой), которую Галич стал поправлять, предварительно воткнув её вилку в гнездо под напряжением, причём он не заметил нужного гнезда, и чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты вилки, и таким образом воткнул вилку в запрещённое для неё гнездо. Таков был вывод врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А. А. Галича, на мой взгляд, являются домыслами.

Александр Галич похоронен в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois).

Произведения Галича Править

Книги Править

  • Александр Галич. Когда я вернусь. Полное собрание стихов. — 1977 г. — составлено, 1989 г. издано в России.
  • Александр Галич. Петербургский романс. — «Художественная литература», 1989.
  • Александр Галич. Возвращение. — «Музыка», 1990. — ISBN 5-7140-0404-3
  • Александр Галич. Генеральная Репетиция. — «Советский писатель», 1991. — ISBN 5-265-02168-X
  • Александр Галич. Песни. Стихи. Поэмы. Киноповесть. Пьеса. Статьи. — «У-Фактория», 1998. — ISBN 5-89178-073-9
  • Александр Галич. Верные друзья. — Екатеринбург: «У-Фактория», 1998.
  • Александр Галич. Возвращается вечером ветер. — М.: Эксмо, 2003. — С. 610. — ISBN 5-699-03971-6, 5-699-04102-8
  • Александр Галич. Матросская тишина. — М.: Эксмо, 2005. — С. 640. — ISBN 5-699-11862-4
  • Александр Галич. Стихотворения и поэмы. — 2006. — С. 384. — ISBN 5-7331-0305-1
  • Александр Галич. Облака / Составитель, автор предисловия Н. Г. Крейтнер. — СПб.: Азбука, 2008. — 208 с. — (Российская поэзия). — ISBN 978-5-91181-676-6

Пьесы Править

  • Улица мальчиков — 1946
  • Вас вызывает Таймыр (совместно с К. Ф. Исаевым), «Огонёк», 1948, № 22
  • Положение обязывает (совместно с Г. Н. Мунблитом), 1949
  • Походный марш, «Театр», 1957, № 3
  • Город на заре (совместно с А. Н. Арбузовым и др.), «Театр», 1957, № 11
  • Пароход зовут «Орлёнок», «Современная драматургия», 1958, № 6

Фильмография Править

Сценарии к фильмам Править

Дискография Править

  • 1974 — Крик шёпотом

Интересные факты Править

В песне Галича «Красный треугольник» действует персонаж «товарищ Парамонова». В кинематографических кругах считалось, что это имя выведено Галичем не случайно. Среди его знакомых была «товарищ Парамонова» — Кира Константиновна Парамонова, редактор Госкино и преподаватель сценарного факультета ВГИКа. Однажды ей пришлось срочно занять место председателя жюри конкурса детского фильма на Московском кинофестивале — по какой-то причине от этого поста в последний момент отказался кинематографист из страны социалистического лагеря. Такой пост надо было «заслужить». По слухам, Парамонова активно выступала против сценариев Галича.[2]

Вот что рассказывала о Кире Константиновне учившаяся у неё Рената Литвинова: «Красавица. Блондинка. Киноведка. Про нее даже Галич песни пел какие-то».[3]

Младший брат Галича Валерий Гинзбург стал известным кинооператором. Среди снятых им фильмов — «Солдат Иван Бровкин», «Когда деревья были большими», «Живет такой парень».[4]

Библиография Править

  • Заклинание Добра и Зла: Александр Галич — о его творчестве, жизни и судьбе рассказывают статьи и воспоминания друзей и современников, а также истории и стихи, которые сочинил он сам. — Составитель, автор предисловия Н. Г. Крейтнер. — М.: Прогресс, 1991. 576 с. ISBN 5-01-003474-3

Источники Править

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8

Примечания Править

  1. В парке Глобы Галич потерял дом («Комсомольская правда», 2006, 27 октября, с.19, 22).
  2. См. биографию К. К. Парамоновой: «Кто есть кто в российском медиаобразовании».
  3. (См. Журнал «Сеанс» и Клуб «Синефантом»).
  4. В парке Глобы Галич потерял дом («Комсомольская правда», 2006, 27 октября, С.19, 22.

Ссылки Править

it:Aleksandr Arkad'evič Galič uk:Галич Олександр Аркадійович