ФЭНДОМ

Семён Степанович Гулак-Артемовский
укр. Семен Степанович Гулак-Артемовський
фото
Основная информация
Дата рождения

16 февраля 1813(1813-02-16)

Место рождения

Городище, Черкасский уезд, Киевская губерния, Российская империя

Дата смерти

17 апреля 1873(1873-04-17) (60 лет)

Место смерти

Москва, Российская империя

Страна

Российская империя Российская империя

Профессии

композитор, певец, драматический артист, драматург

Певческий голос

бас-баритон

Жанры

опера

Семён Степа́нович Гула́к-Артемо́вский (16 февраля 1813, Городище — 17 апреля 1873, Москва) — украинский композитор, певец (бас-баритон), драматический артист, драматург, племянник писателя П. П. Гулака-Артемовского. Автор первой украинской оперы.

Биография Править

В 1838 году, когда Гулак-Артемовский учился в киевской бурсе, на его талант обратил внимание М. И. Глинка, который как раз отбирал певчих для капеллы. Глинка взял Семёна с собой в Санкт-Петербург. Поначалу Михаил Иванович сам давал ему уроки пения, а в 1839 году, организовав в его пользу несколько концертов, на собранные средства отправил учиться за границу. Побывав в Париже, С. Гулак-Артемовский уехал в Италию, где после двух лет обучения дебютировал в 1841 году во флорентийской опере.

В 1842 году Семён Степанович возвращается в Петербург, где на протяжении 22 лет, до 1864 года, является солистом Императорской русской оперы в Санкт-Петербурге, а в 18641865 — Большого театра в Москве.

Широкую популярность Гулаку-Артемовскому как композитору принесла опера «Запорожец за Дунаем», которая, как считается, стала классикой украинской музыки.

Опера впервые была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1863 году и имела необычайный успех. Однако в следующем сезоне оперу сняли из репертуара, поскольку выяснилось, что музыка оперы «позаимствована» у Моцарта (из оперы «Похищение из сераля»); автор в неё добавил несколько народных мелодий и чуть-чуть переработал отдельные места[1]. В то же время автором либретто был сам Гулак-Артемовский, и он же выступил в главной партии удалого казака-подкаблучника Карася.

Антонович Д. М. писал в 1925 году об этой опере так: «Опера Моцарта „Похищение из сераля“ на Украине никогда не исполняется, а „Запорожца за Дунаем“ хорошо знает каждый украинский театрал»[1].

Отдельное место в творческом наследии Гулака-Артемовского занимают украинские песни, в частности «Стоїть явір над водою» (посвящённая Т. Шевченко, с которым автор дружил с 1838 года), «Спать мені не хочеться» и другие. В Киев Гулак-Артемовский приезжал в 1843 году с целью отбора певцов и в 1850 году, когда гастролировал с итальянской оперной труппой.

Семён Степанович восхищался народной медициной, статистикой, в 1854 году он составил «Статистические-географические таблицы городов Российской империи».

Умер С. С. Гулак-Артемовский 17 апреля 1873 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 Антонович Д. В. Триста років українського театру. 1619—1919. Прага, 1925. — С.131-132.

Литература Править

  • Малий словник історії України
  • Ольховський Андрій. Нарис історії української музики. — К.: Музична Україна, 2003.cs:Semen Hulak-Artemovskyj

de:Semjon Stepanowitsch Hulak-Artemowskiuk:Гулак-Артемовський Семен Степанович

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики