ФЭНДОМ

Земфира
фото
Земфира на кинофестивале «Святая Анна» представляет фильм «Зелёный театр в Земфире», 19 марта 2009 г., Дом кино, Москва, фотография Марины Захаровой
Основная информация
Полное имя

Земфира Талгатовна Рамазанова

Дата рождения

26 августа 1976(1976-08-26) (41 год)

Место рождения

Уфа, БАССР, РСФСР, СССР

Годы активности

1998 — наши дни

Страна

Флаг России Россия

Профессии

Певица, музыкант, композитор, автор песен

Жанр

русский рок[1][2] поп-рок [3]

Коллектив

Zемфира

Сотрудничество

Илья Лагутенко

Лейблы

Real Records

zemfira.ru

Земфи́ра Талга́товна Рамаза́нова (26 августа 1976(19760826), Уфа, Башкирская АССР) — современная российская певица, музыкант, композитор и автор песен, выступающая под сценическим именем Земфира. За десять лет профессиональной карьеры выпустила шесть альбомов, получивших значительное внимание прессы и публики.

Детство и юность Править

Родилась в городе Уфе. Земфира имеет башкиро-татарское происхождение.[4][источник не указан 2654 дня] Отец — Талгат Талхович Рамазанов, учитель истории. Мать — Флорида Хакиевна, врач-специалист по лечебной физкультуре.[5] Старший брат Рамиль Рамазанов погиб в результате несчастного случая.[6]

С пяти лет училась в музыкальной школе, по классу фортепиано, где её приняли в хор вокалисткой. Тогда же состоялся первый теледебют певицы: она спела соло на местном телевидении песню про червячка: «Жил на свете червячок, червячок ленивый. Спать ложился на бочок»[7].

Уже в дошкольном возрасте Земфира увлеклась музыкой. В школе Земфира успевала заниматься одновременно в 7 кружках, но делала основные акценты на музыке и баскетболе; она закончила музыкальную школу с отличием, а в начале 1990-х годов стала капитаном женской юниорской сборной России по баскетболу, несмотря на то, что высоким ростом не отличалась.

Параллельно Земфира училась играть на гитаре и прямо на улице исполняла песни «Кино», «Аквариума», «Наутилуса». По окончании школы Земфира оказалась перед весьма сложным для себя выбором: музыка или баскетбол. Девушка выбрала музыку и поступила сразу на второй курс в Уфимское училище искусств, которое закончила с красным дипломом по специальности «эстрадный вокал».

Карьера Править

1996—1997 Править

Земфира работала звукооператором на уфимской радиостанции «Европа плюс» — записывала рекламные ролики (джинглы). В то же время она пробует писать в программе «Cakewalk» песни, которые впоследствии войдут в её первый альбом. Первые песни — «Снег», «Почему», «Синоптик», «Ракеты». Участвует в качестве второй вокалистки в популярной в то время группе «Спектр Эйс». Бэк-вокал Земфиры можно услышать в песне «Как жаль, что он не негр».

Первый партнёр Земфиры — бас-гитарист Ринат Ахмадиев. Вместе они решают записать программный минимум песен, с которыми потом можно будет выступать на праздниках, которые часто устраивает «Европа Плюс». Ринат приводит барабанщика Сергея Созинова, и они начинают совместные репетиции, на которых Земфира попеременно играет на гитаре и клавишных. С приходом клавишника Сергея Миролюбова группа собрана почти полностью, не хватает лишь соло-гитариста. Им становится Вадим Соловьёв, который присоединяется к группе после одного из концертов.

1997—1999 Править

Земфира занимает денег на поездку в Москву и начинает заниматься «раскруткой» группы. Она предлагает демо-кассету многим московским продюсерам, но последовательно терпит неудачи. В конце концов на ежегодном фестивале «Максидром» кассета через журналисток, которым Земфира дала послушать демозаписи, попадает в руки продюсеру группы «Мумий Тролль» Леониду Бурлакову, который решает рискнуть и записать альбом.

С 19 октября по 7 ноября 1998 года в тон-студии «Мосфильм» пишется первый альбом. Звукорежиссёром выступает Владимир Овчинников, саундпродюсером — солист группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко. Помимо членов группы в записи принимают участие музыканты «Мумий Тролль»: гитарист Юрий Цалер и барабанщик Олег Пунгин.

В середине января 1999 года Земфира и Илья Лагутенко выполняют сведение альбома в Лондоне на «домашней» студии группы «Мумий Тролль» «Beethoven street studio» со звукорежиссёром Крисом Бэнди, работавшим над всеми альбомами «Мумий Тролль». Из 15 записанных песен выбрасывается композиция «Не отпускай», которая впоследствии войдет во второй альбом Земфиры.

Дебютный альбом получает название «Земфира» (финальная песня носит именно такое название). Релиз планируется на 24 апреля, но переносится на 10 мая 1999 года. Но уже с середины февраля в радиоротацию поступают песни «СПИД», «Ракеты» и «Аривидерчи». 5-6 марта 1999 года в Праге был снят клип на песню «СПИД» по сценарию Павла Руминова. 24 апреля в Москве был снят клип на песню «Аривидерчи», который увидел эфир раньше первого.

24 марта 1999 года в московском клубе «Республика Beefeater» состоялась пресс-конференция звукозаписывающей компании «Утекай звукозапись», на которой журналистам впервые была представлена новая уфимская певица. Она отвечала на вопросы и спела песню на башкирском языке.

8 мая 1999 года в клубе «16 тонн» состоялась презентация альбома. На концерте всячески пытались воссоздать настроение весны, которая так и не входила в свои права: по всей сцене были раскиданы зелёные листья, а Земфира вплела в волосы ромашку, на которой потом гадала при исполнении песни «Ромашки».

10 мая 1999 года состоялся релиз дебютного альбома. Альбом получает большую популярность и расходится тиражом в 600 тысяч копий по России.

19 июня Земфира выступила на концерте в честь трёхлетия радиостанции «Серебряный дождь» в Уфе (во время концерта был отснят клип на песню «Почему»), а свой первый концертный тур она открыла 1 сентября в Москве. Тур был прерван на 15 дней с 15 по 30 октября в связи с болезнью и госпитализацией Земфиры и был завершён в Риге 5 января 2000 года.

2000 Править

28 марта 2000 года состоялась премьера второго альбома, «Прости меня моя любовь». Альбом стал самым продаваемым в России в 2000 году, разойдясь тиражом более 1,5 миллиона копий и самым успешным в карьере певицы.

1 апреля 2000 года прошёл первый большой сольный концерт певицы в Москве — в с/к «Олимпийском».(Этот концерт группы "Земфира" собрал прошёл с аншлагом, зал был забит под завязку.27 песен первого и второго альбомов группы "Земфира" были исполнены на сцене СК "Олимпийский". В последующем пресса предположила, что выступление группы "Земфира" в "Олимпийском" станет самым ярким событием 2000 года)[8]

26 августа 2000 года Земфира была удостоена Государственной молодёжной премии Республики Башкортостан в области культуры имени Шайхзады Бабича.[9]

2002—2003 Править

1 апреля 2002 года вышел третий альбом, «Четырнадцать недель тишины».[10] В альбом вошло 13 новых песен, запись осуществлялась на Студии грамзаписи в Санкт-Петербурге, сведение и мастеринг — в лондонской студии Sphere.[10] По словам Земфиры, она не была уверена, что выпустит новый альбом: «Мне важно было в принципе разобраться — нужно этим заниматься, не нужно… Заострить перо и настрочить пятнадцать „Ромашек“ немудрено. Но надо сдвинуться с места…».[10] Директор Real Records заявила, что за первый день продаж было реализовано 180 тыс. копий альбома.[11] К тому времени Земфира полностью сменила состав группы.[10] Гастрольный тур в поддержку новой пластинки стартовал 4 апреля в Челябинске.

26 августа 2002 года в уфимском Дворце спорта состоялся концерт в честь дня рождения певицы.(На концерте состоялась премьера клипа на песню "Мачо". Телепремьера его состоится в сентябрьском эфире. Земляки Земфиры стали первыми зрителями нового клипа на концерте, который прошел в Уфимском Дворце спорта).

Лауреат российской независимой премии «Триумф» за 2003 год (молодёжная премия) за достижения в области литературы и искусства.[12]

2004—2006 Править

В 2004 году Земфира поступила на философский факультет Московского государственного университета.[13] Во время первой зимней сессии она взяла академический отпуск в связи с записью нового альбома, однако на факультете не восстановилась и была отчислена в августе 2006 года.[14] В 2004 году в российский учебник истории для 9 классов в раздел «Духовная жизнь» вошло упоминание о Земфире как родоначальнике «совершенно иной» музыкальной молодёжной культуры (автор пособия — профессор Московского педагогического государственного университета Александр Данилов).[15][16]

Файл:Zemfira.dvd.jpg

16 октября 2004 года на церемонии MTV Russia Awards Земфира исполнила дуэтом с группой «Queen» знаменитую композицию «We Are The Champions».[17]

1 марта 2005 года вышел четвёртый альбом «Вендетта», в который вошли 15 композиций. 10 мая концертом в Петрозаводске стартовал тур в поддержку альбома. С новой программой и обновленным составом в лице сессионных музыкантов Бориса Лившица, Андрея Звонкова и своего протеже Владимира Корниенко Земфира посетила ряд городов ближнего и дальнего зарубежья. Завершающей точкой был концерт 23 декабря в Москве, в ДК Горбунова, где Земфира совершила прыжок со сцены в толпу[18].

В июле 2005 года Земфира выступила на озере Селигер, где проходил слёт пропрезидентского движения «Наши»[19]. Позднее она назвала это выступление «ошибкой», отметив негативную реакцию общественности[20]. 26 августа 2005 года, в свой день рождения, Земфира сыграла концерт в Уфе, в мегазале «Колизео» развлекательного комплекса «Огни Уфы».

13 июня 2006 года Земфира на одной сцене со SCORPIONS выступила на фестивале «Stop Контрафакт» под эгидой саммита G8 в Санкт-Петербурге.[21]

Осенью 2006 года вышел первый концертный альбом певицы «Земфира.Live», куда вошло 10 песен с четырёх альбомов певицы, исполненных во время гастрольного тура «Вендетта».

2007—2008 Править

14 февраля 2007 года был выпущен DVD с клипами «Zemfira.DVD», в который вошла большая часть клипов певицы, выпущенных на тот момент, кроме клипов на песни «СПИД» (этот клип певице не нравится) и «Трафик» (из-за разногласий Земфиры с режиссёром клипа Ириной Мироновой). В подарочную версию сборника также вошёл клип на песню «Итоги», снятый Ренатой Литвиновой.

После недолгого перерыва, весной 2007 года, Земфира продолжила концертную деятельность. В туре под названием «Дежа-вю» исполнялись хорошо знакомые композиции из ранее выпущенных альбомов, но в новой аранжировке. Изменённые до неузнаваемости песни исполнялись снова сессионными музыкантами: Дмитрием Шуровым, Константином Куликовым, Алексеем Беляевым, Денисом Маринкиным. Завершился тур концертом в Москве, в Зелёном театре на Пушкинской набережной, посетители которого могли видеть салют в честь исполнительницы по окончании концерта.

Файл:Zemfira Nerli 4.jpg

29 августа 2007 года состоялось выступление на концерте «Школьный вальс» в клубе «Апельсин» (специальный сет)[22]. В августе 2007 года Земфира с музыкантами обратились в Российский фонд помощи с просьбой подобрать приёмную семью и с предложением сделать этой семье подарок на выручку от концерта «Школьный вальс». Была выбрана семья Бармотиных, в которой живут шестеро приёмных детей в возрасте от двух до одиннадцати лет. Выручка от концерта пошла на покупку микроавтобуса Mercedes на 12 пассажиров, который торжественно был передан в дар семье 1 сентября в московском детдоме № 19[23].

В интервью 2007 года Земфира говорила, что группы «Земфира», с которой она выступала ранее, как таковой больше нет и она периодически сотрудничает с разными музыкантами[24].

1 октября 2007 года вышел новый альбом Земфиры — «Спасибо», куда вошли двенадцать песен, сочинённых и записанных в течение одного года, от осени 2006-го до осени 2007-го. Запись альбома проходила в Лондоне, сведение — в Москве на «Мосфильме». Как сказала Земфира о новом альбоме, «Этот альбом — отражение меня сегодняшней. Мне стукнуло тридцать, в результате некоторых внутренних бурь я многое поняла. Да, альбом очень позитивный! Если „Вендетта“ была неспокойной, я что-то искала, то здесь — нашла. Взаимосвязь между этими альбомами — как между альбомами QueenA Day At The Races“ и „A Night At The Opera“. Период непонимания — период понимания»[20].

Все основные партии были записаны нынешним составом группы: Земфира Рамазанова (голос), Дмитрий Шуров (пиано), Константин Куликов (труба), Дэн Маринкин (барабаны), Алексей Беляев (бас), Юрий Топчий (гитара). В качестве приглашённого гитариста выступил Юрий ЦалерМумий Тролль»). В записи также принял участие Оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки. Выходу альбома предшествовало появление радиосингла «Мальчик» и видеоролика на песню «Мы разбиваемся», снятого Ренатой Литвиновой.

Альбом был выпущен издательским домом «Коммерсантъ» и вышел в продажу с 1 октября вместе с первым номером нового журнала Citizen K — издания о моде, музыке, стиле.[25] Земфира появилась на обложке журнала, в котором была представлена информация о певице и новом альбоме, включая её большое интервью, фотосессию, сделанную в Париже, детские фото и другие материалы.

5 октября альбом «Спасибо» на эксклюзивных началах появился в салонах «Евросеть». 21 октября во Владивостоке начался тур Земфиры в поддержку нового диска, который завершился концертом в спорткомплексе «Олимпийском» 1 апреля 2008 года. В ходе тура были проведены специальные автограф-сессии в салонах «Евросеть». На концертах продавался специальный макси-сингл «10 мальчиков», который включает в себя 10 ремиксов песни «Мальчик», присланных певице в ходе конкурса, проведенного в Интернете. В этот же период на экраны был выпущен фильм, снятый Ренатой Литвиновой во время концерта в «Зелёном Театре» парка им. Горького 8 июня 2007 года. Затем певица приступила к подготовке следующего релиза — сборника «би-сайдов», который будет выпущен в рамках контракта с компанией «Real Records».

Файл:Zemfira 2 30122008.jpg

23 марта 2008 года в Санкт-Петербурге, на площадке Ледового дворца, состоялся концерт в рамках турне в поддержку альбома «Спасибо».

В середине марта 2008 года Земфира получила приз ежегодной музыкальной премии в области рок-н-ролла «Чартова Дюжина. Топ-13» в двух номинациях: «Солистка года» и «Музыка» (за песню «Мы разбиваемся» с альбома «Спасибо»).

1 апреля 2008 года в Москве в «Олимпийском» прошёл финальный концерт тура в поддержку альбома «Спасибо».[26] По словам Земфиры, этот концерт был задуман за 2 года до того, как состоялся, и стал своеобразной большой победой. Во время исполнения заглавной песни альбома тысячи зрителей приподняли занесённые с собой плакаты с надписью «Спасибо», тем самым выразив поддержку и благодарность певице за её творчество. Группа выступала в течение 3 ч. 45 мин. Последние песни исполнялись уже при отключённых видеоплакатах и освещении.

В июне 2008 года стала дважды лауреатом премии альтернативного направления «Степной волк» Артемия Троицкого[27].

В августе 2008 года увидело свет подарочное издание фильма «Зелёный театр в Земфире». Это событие сопровождалось тремя автограф-сессиями певицы в Москве[28]. 30 августа 2008 года Земфира выступила на международном фестивале живой музыки «Сотворение мира» в Казани перед 100-тысячной публикой, где спела «Everybody hurts» вместе с Патти Смит[29].

Запланированный на сентябрь 2008 релиз бисайдов вновь не состоялся, однако 7 ноября 2008 года они были сданы рекордкомпании. 1 декабря 2008 года вышел клип на песню «Снег начнется»[30]. Его можно было бесплатно скачать с официального сайта.

2009 Править

26 января 2009 года Земфира выступила на студенческом празднике «Татьянин день», прошедшем в Санкт-Петербурге, на сцене СКК «Петербургский». Ведущими праздника были Михаил Козырев и Рената Литвинова. По разным данным, на концерт пришло от 17 до 20 тысяч человек. Это было самое длинное не сольное выступление Земфиры — 20 песен.

20 февраля певица выступила с акустическим сетом из 4-х песен на благотворительном «Живом концерте» в ДК им. Горбунова (Москва).(Средства от продажи билетов на мероприятие пошли на создание первого в России хосписа для обреченных неонкологических больных. В концерте принимали участие Земфира, Вячеслав Бутусов и группа "Ю-Питер", Пелагея, Ирина Богушевская, Сурганова и оркестр, Billy's Band, Елена Погребижская, а также Музыкальный коллектив Петра Налича)

21 марта альбом би-сайдов (песни, не выпускавшиеся ранее на номерных альбомах) «Z-Sides» неожиданно появился в интернете.[31]. Певица должна была выпустить этот альбом ещё несколько лет назад, но переносила выход релиза под разными предлогами. За это время она выпустила альбомы «Вендетта» и «Спасибо».

30 марта 2009 года на Первом канале был показан фильм Леонида Парфёнова «Птица-Гоголь», выпущенный к 200-летию Н. В. Гоголя, где Земфира читала отрывки из произведений Н. Гоголя[32].

2010 Править

1 января 2010 года в новогоднюю ночь на сайте певицы появился второй «живой» альбом Земфира.Live2. В альбом вошли 11 песен, записанных в ходе гастрольного тура «Спасибо»[33].

1 июня официальный сайт певицы вновь открылся. Земфира сообщила об окончании отпуска и поведала о своих творческих планах. 1 сентября состоялся релиз переизданий трёх первых студийных альбомов. К этому же событию был приурочен мини-тур по городам: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Минск, Киев и Москва. Также Земфира сообщила о работе над музыкальным оформлением фильма Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» и о начале записи нового альбома[34]. Альбом она записывает в своей новой студии на территории «Красного Октября»[35]. 1 августа Земфира выступила на закрытии «Новой волны» 2010.(На гала-концерте, посвященном завершению «Новой волны – 2010», певица выступала первой. Земфира вместе со своей группой исполнила четыре песни, начав под бурные овации зала свой мини-сет хитом «Небо, море, облака» и завершив известной песней «Хочешь». После своего великолепного выступления, Земфира, немногословно попрощавшись с публикой, удалилась со сцены…) 3-го августа состоялся релиз альбома «Z-Sides» на лейбле Квадро-диск[36]. 7.10 в Москве и 8.10 в Санкт-Петербурге Земфира приняла участие в концерте "20 лет без КИНО". 28 ноября выступила на 20-летии группы "Моральный кодекс" (Земфира была в отличном настроении, исполнила с Сергеем Мазаевым две песни "Я тебя люблю" и "Дети лета" и станцевала с Мазаевым медленный танец. И кстати, она была единственной женщиной, поздравившей группу).. 24 декабря Земфира стала лауреатом почётной премии «За вклад в развитие науки, культуры и искусства» Российского авторского общества (РАО).

2011 Править

Телеканал «Дождь» в новогоднюю ночь покажет запись сентябрьских концертов Земфиры в Crocus City Hall и на «Стрелке»!

В полночь на телеканале "Дождь" состоялась премьера фильма "Москва. Крокус/Стрелка". 5 января Земфира сообщила на своем официальном сайте, что релиз нового альбома отложен на осень.

Дискография Править

Год Название Комментарий
Студийные альбомы
1999 Земфира
2000 Прости меня моя любовь
2002 Четырнадцать недель тишины
2005 Вендетта
2007 Спасибо
2010 Z-Sides сборник ранее неизданного (появился в сети в начале 2009-го, издан на CD в 2010 году)
Концертные альбомы
2006 Земфира.Live записан в ходе тура в поддержку альбома Вендетта
2010 Земфира.Live2 записан в ходе гастрольного тура «Спасибо»
Синглы
1999 Снег
2000 До свидания (сингл)
2001 Трафик
2008 10 мальчиков сборник remixов на песню «Мальчик»
Сборники
2000 КИНОпробы. Tribute Виктор Цой песни «Кукушка» и «Каждую ночь»
2007 Спасибо, Вендетта сборник из 20 песен
2010 Земфира. Подарочное издание переиздание трех первых студийных альбомов ("Земфира", "Прости меня моя любовь", "Четырнадцать недель тишины")
Саундтреки
1996 Документальный фильм песня на башкирском языке
2000 Брат 2 песня «Искала»
2000 Каменская: не мешайте палачу песня «Лондон»
2004 Богиня: как я полюбила песня «Любовь как случайная смерть»
2009 Мелодия для шарманки песни «Я полюбила Вас», «Господа», «Во мне», «1000 лет»
Фильмы и DVD
2000 ZЕМФИРАLIVE Концерт в ДК им. Горбунова
2007 Zemfira.DVD сборник клипов
2008 Зелёный театр в Земфире документальный фильм-концерт, реж. Рената Литвинова
2010 Крокус/Стрелка видеозапись концертов в Москве в Крокусе и Стрелке, выложенная на официальном сайте певицы[37], реж. Рената Литвинова
Клипы
1999 СПИД реж. Павел Руминов
Почему
Ариведерчи реж. Александр Солоха
2000 Искала реж. Роман Прыгунов
2001 Хочешь реж. Павел Владимирский
2002 Прости меня моя любовь
Трафик реж. Ирина Миронова
Бесконечность реж. Виктор Вилкс
2003 Мачо реж. Алексей Тишкин
2005 Прогулка реж. Рената Литвинова
Блюз
2006 Самолёт
2007 Итоги
Мы разбиваемся
2008 Господа реж. А.Рамазанов
Снег начнется реж. А.Лобанов

Примечания Править

  1. Упоминание как о рок-исполнителе на Ozon.ru
  2. Allmusic
  3. Поп-рок
  4. YouTube — Школа злословия part4(недоступная ссылка)
  5. Земфира скажет Петербургу «Спасибо» // KP.RU — Санкт-Петербург
  6. Старший брат Земфиры погиб во время подводной охоты
  7. Земфира: «Кто же жалеет о революциях?» // openspace.ru, 1 апреля 2008.
  8. Филимонов А. Олимпийский в Земфире // lenta.ru, 2 апреля 2008.
  9. Кудряшов С. Уфа задыхалась от нежности // Труд, № 164, 2 сентября 2000.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Ведомости // Коммерсантъ, № 49 (2418), 22 марта 2002.
  11. Яроцкий Ю. Девочка перезрела // Коммерсантъ, № 57 (2426), 3 апреля 2002.
  12. Вручена премия «Триумф»-2003 // Русская служба Би-би-си, 26 января 2004.
  13. Москва. Земфира поступила на философский факультет МГУ. // regions.ru, 18 июля 2004.
  14. Земфиру отчислили с философского факультета МГУ // utro.ru, 26 августа 2006.
  15. Земфира и «Мумий Тролль» попали в учебник истории // lenta.ru, 21 июня 2004.
  16. Земфира и «Мумий Тролль» попали в учебник истории // News.ru, 21 июня 2004.
  17. MTV RMA 2004: Queen, Дельфин, «ВИА Гра» и триумф посредственности // rol.ru, 18 октября 2004.
  18. Барабанов Б. Земфира пошла по рукам // Коммерсантъ, № 243/П (3327), 26 декабря 2005.
  19. Бурибаев А. Селигерская «Зарница» по-нашему // gzt.ru, 17 июля 2005.
  20. 20,0 20,1 Барабанов Б. «Я перестала быть рок-исполнительницей» // Weekend, № 39 (15), 25 мая 2007.
  21. Земфира сломала синтезатор во время концерта // Telegraf.by, 16 июня 2006.
  22. Зайцев А. Только вальс и ни шагу из дома // gzt.ru, 30 августа 2007.
  23. Амбиндер Л. Mercedes для многодетной семьи // Коммерсантъ, № 162 (3738), 7 сентября 2007.
  24. Я всегда любила учиться // Time Out Москва. — М.: 2007. — № 27 августа — 2 сентября. — С. 10.
  25. Барабанов Б. Не лейблом единым // Деньги, 14 января 2008.
  26. Земфира завершит тур в поддержку альбома «Спасибо» концертом в Москве // РИА Новости, 31 марта 2008.
  27. Объявлены обладатели первой премии «Степной волк» // lenta.ru, 15 июня 2008.
  28. Земфира отказала журналистам в общении // gzt.ru, 10 августа 2008.
  29. Земфира и Патти Смит споют дуэтом на фестивале в Казани | Газета. Ru: Новости
  30. Земфира сняла клип на песню «Когда снег начнется» (ВИДЕО) — Рок NEWSmusic.ru
  31. Земфира «Z-Sides» (2009) // KMnews, 25 марта 2009.
  32. Земфира снялась в фильме о Гоголе // Росбалт, 25 марта 2009.
  33. Лаптева Е. Земфира и Сергей Шнуров сделали новогодние подарки поклонникам // Комсомольская правда, 5 января 2010.
  34. Елена ЛАПТЕВА Земфира приступила к новому альбому. KP.RU (01.06.2010). — Певица даст несколько концертов в сентябре. Проверено 1 июня 2010.
  35. Барабанов Б. Роскошь независимости // Weekend. — 2010. — 17 сент.
  36. http://www.kvadro.ru/disc/detail.php?ID=102923 Релиз Z-sides
  37. Земфира выложила в интернет концертное видео. newsmusic.ru. Проверено 12 октября 2010.

Ссылки Править

  1. перенаправление Шаблон:Земфира

<span id="interwiki-ka-fa" />ba:Земфира be:Земфіра be-x-old:Зэмфіра Рамазанава cs:Zemfira de:Zemfiraes:Zemfira fi:Zemfira fr:Zemfira hy:Զեմֆիրա ka:ზემფირა ko:젬피라 람자노바 nl:Zemfira pl:Zemfira sv:Zemfira tr:Zemfira uk:Земфіра zh:Zemfira