ФЭНДОМ

Вадим Козин
фото
Основная информация
Полное имя

Вадим Алексеевич Козин

Дата рождения

3 апреля (21 марта) 1905(1905-03-21)

Место рождения

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти

19 декабря 1994(1994-12-19) (89 лет)

Место смерти

Магадан, Российская Федерация

Страна

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Профессии

певец, композитор, пианист

Певческий голос

лирический тенор

Инструменты

фортепиано

Жанры

камерная музыка, советская эстрада

Псевдонимы

Вадим Холодный

Коллективы

Магаданский государственный музыкальный и драматический театр

http://vadimkozin.narod.ru/

Вади́м Алексе́евич Ко́зин (19051994) — российский эстрадный певец (лирический тенор), композитор, поэт, автор нескольких сотен песен.

Биография Править

Вадим Козин родился 21 марта (3 апреля) 1905 г. в Санкт-Петербурге, в семье петербургского купца первой гильдии Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских-Санкиных Веры Ильинской [1]. Отец умер рано, поэтому Вадим был вынужден прервать обучение в гимназии, чтобы помогать матери и сёстрам. Артистическую карьеру Козин начал тапёром, озвучивая немые кинофильмы. Потом начал петь. Выступал на эстраде с 1920-х. Пел в комическом хоре Чарова, затем начал сольные выступления, исполнял цыганские песни и романсы («Калитка», «Утро туманное», «Мой костер»), произведения русских композиторов, собственные сочинения. Популярность Козина в крупных городах России, а особенно в Ленинграде в 1930-х годах была фантастической. По воспоминаниям современников, за грампластинками Козина выстраивались огромные очереди. Во избежание беспорядков приходилось подключать даже конную милицию. Козин пел в основном под фортепианный аккомпанемент Давида Ашкенази, также под джаз-ансамбль В. Сидорова, гавайский ансамбль Б. Крупышева. Вдохновение его было таково, что он с гордостью вспоминал, что в каждом концерте исполнял без микрофона и усилительной техники до сорока песен.

Во время Великой Отечественной войны Править

В годы Великой Отечественной войны Козин выступает с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения ему для поездок выделяют специальный вагон. Пластинки с записями Козина попадают в особую категорию (не подлежат сдаче на переплавку). В 1941 г. Козин подготовил программу, в которую вошла его патриотическая песня «Москва» («Нет, моя Москва не будет взята ими…»).

В начале декабря 1943 г. Козин вместе с Морисом Шевалье, Марлен Дитрих и Изой Кремер участвовал в концерте для участников Тегеранской конференции.

Осуждение Править

С 1945 года голос Козина пропал из эфира; пластинки не выпускались. Особым совещанием при НКВД в 1944 году он был осуждён на 8 лет за мужеложство[2][3]. Отбывал наказание на Колыме. Был досрочно освобожден в 1950 г. — за примерное поведение и хорошую работу. В справке, выданной управлением лагерей, в графе «по какой статье осужден» был поставлен прочерк.

Биографы певца отмечают, что срок Козин отбывал легко, к тяжёлым физическим работам не привлекался, работал в Магаданском музыкально-драматическом театре наряду с другими известными артистами-заключёнными Колымалага. Лагерное начальство высоко ценило известного и любимого певца.

Возвращение на сцену Править

В 1950-е годы возобновил концертную деятельность сначала в Сибири, а затем и в европейской части СССР, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был вторично осуждён по той же статье[4]. До конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой.

В 1960-х появляются песни «Не стращай меня горькой судьбой» (А. Ахматова), «Лишь черный бархат» (Н. Гумилёв), «Не буди воспоминаний» (К. Бальмонт), «Идут белые снеги» (Е. Евтушенко). В предвоенные и военные годы у Козина было выпущено более 50 пластинок в Грампласттресте.

Скончался Вадим Алексеевич 19 декабря 1994 года в Магадане. За свою жизнь он создал около 300 песен, а его репертуар насчитывал свыше 3000 песен.

Описание голоса и творчества Править

Голос Козина — очень приятный, тёплый, мягкого тембра, свободно идущий наверх, подвижный и переливающийся. Напоминает голос Сергея Лемешева, однако более камерный, матовый и со специфическим носовым призвуком. Пение Козина в его лучшие годы (1930-1940-е годы) производит очень большое впечатление благодаря точнейшему интонированию, тонкому и проницательному прочувствованию материала песни, высокой музыкальной культуре и страстности исполнения. Козин — талантливый композитор-мелодист, его лучшие песни «Осень», «Любушка» неизменно популярны и в наше время, их исполняют И. Кобзон, Н. Никитский, Т. Кравцова и другие мастера эстрады. Козин — известный популяризатор цыганской таборной песенной культуры, однако выгодно отличается от прочих цыганских певцов тем, что поёт без обычного для цыган гортанного завывания, гротеска и дурновкусия, а пользуется манерой bel canto.

Примечания Править

  1. Алексей Ильинский. «Цыгане. Три столетия в России»
  2. М.Крушинский «Соловей за решеткой» Российский исторический журнал «Родина» № 6/2002
  3. Вадим Козин «Проклятое искусство» М.: Вагриус. 2005, ISBN 5-475-00085-9
  4. Журнал «Родина»: Соловей за решеткой

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики