ФЭНДОМ

Фёдор Коммисаржевский
фото
Фёдор Комиссаржевский в роли Лжедмитрия в опере «Борис Годунов»
Основная информация
Дата рождения

1838

Дата смерти

14 марта 1905(1905-03-14)

Место смерти

Сан-Ремо, Италия

Страны

Российская империя Российская империя

Профессии

оперный певец

Певческий голос

тенор

Фёдор Петро́вич Коммисарже́вский (1838 — 1 (14) марта 1905, Сан-Ремо, Италия) — русский певец, лирико-драматический тенор, музыкальный педагог; отец драматической актрисы В. Ф. Комиссаржевской и режиссёра Ф. Ф. Комиссаржевского.

Биография Править

Учился в Италии у Пьетро Репетто, пел в Риме, Милане, Опорто. Там же, в Италии, принимал участие в освободительной движении под руководством Дж. Гарибальди. Вернувшись в 1863 году в Россию, c 1863 по 1880 пел в Санкт-Петербурге: сначала выступал в петербургской Итальянской опере, затем солист Мариинского театра, пользовался успехом, главным образом, благодаря сценическому таланту и уменью эффектно фразировать.

В 1882 пел в спектаклях московского Большого театра. Переселившись в Москву, посвятил себя педагогической деятельности; профессор Московской консерватории (18821887), где поставил несколько оперных спектаклей как режиссер-постановщик: «Волшебная флейта» (1884), «Водовоз» (1885), «Свадьба Фигаро» (1888); и где многие артисты Большого театра под его руководством готовили оперные партии.

В 1888 вместе с режиссерами А. Ф. Федотовым, К. Станиславским и художником Ф. Л. Соллогубом создал в Москве «Общество искусства и литературы» и при нем Музыкально-драматическое училище, которое просуществовало до 1891.

В 1887—1888 являлся музыкальным рецензентом газеты «Московский листок» под псевдонимом Дилетант. П. Чайковский посвятил ему романс «Скажи, о чем в тени ветвей» (ор. 57, № 1; 1884).

Творчество Править

Его пение отличалось изяществом и тонкостью фразировки, сценическое исполнение — темпераментом, высокой артистической культурой. Выдающийся педагог занимался со своими учениками (в их числе К. С. Станиславский) не только пением, но и драматическим искусством.

Первый исполнитель таких партий, как Дон Жуан («Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Самозванец («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Вакула («Кузнец Вакула» П. И. Чайковского), Синодал («Демон» Рубинштейна).

Среди других партий — Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Йонтек («Галька» Монюшко); пел в «Русалке», «Фра-Дьяволо», «Фаворитке»; наряду с П. Лодием, с которым чередовался в спектаклях, один из первых исполнителей партии Левко («Майская ночь»); выступал во многих других операх.

Ученики Ф. П. Комиссаржевского Править

Ученики: Л. Аренци, А. Больска, С. Борисоглебский, А. Бреви, Е. Верни, Л. Донской, С. Егизаров, Е. Клебек, П. Кошиц, П. Оленин, К. Серебряков, И. Соколов, В. Тютюнник, В. Шкафер, В. Эберле.

Примечания Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики