ФЭНДОМ

Михаил Круг
фото
Основная информация
Имя при рождении

Михаил Владимирович Воробьёв

Дата рождения

7 апреля 1962(1962-04-07)

Место рождения

Калинин, СССР

Дата смерти

1 июля 2002(2002-07-01) (40 лет)

Место смерти

Тверь, Россия

Годы активности

19892002

Страна

Россия

Профессии

певец, поэт, композитор

Инструменты

Гитара

Жанры

Русский шансон, Авторская песня

Коллективы

Попутчик

Сотрудничество

Вика Цыганова, Владимир Бочаров, Вадим Цыганов, Татьяна Тишинская, Катя Огонёк, Александр Дюмин, Братья Жемчужные

Фонд творческого наследия

Михаи́л Влади́мирович Круг (настоящая фамилия — Воробьёв; 7 апреля 1962, Калинин — 1 июля 2002, Тверь) — автор-исполнитель русского шансона, один из самых популярных исполнителей данного жанра. Известен как автор песни «Владимирский централ», ставшей одним из символов русского шансона. Убит в 2002 году.

Биография Править

Жизнь до музыкальной карьеры Править

Михаил Воробьёв родился 7 апреля 1962 года в Калинине в семье инженера-строителя и бухгалтера. Детство и юность его прошли в старом Пролетарском районе Твери, о котором впоследствии была написана песня «Милый мой город». Учился в музыкальной школе по классу баяна, но потом бросил её. Занимался хоккеем, был вратарём. В общеобразовательной школе он учился плохо, по воспоминаниям родственников и друзей, он постоянно сбегал с уроков[1].

С шестилетнего возраста его кумиром был Владимир Высоцкий. В 11 лет Михаил Воробьёв научился играть на гитаре. Первые свои стихи он написал в 14 лет, посвятив их своей однокласснице. Когда однажды на школьном вечере он исполнил одну из песен Высоцкого, в школе разразился большой скандал. После армии Воробьёв под впечатлением его песен стал играть на гитаре и петь в его стиле[1].

Воробьёв закончил в городе Калинине училище № 39 на Соминке по профессии слесарь-авторемонтник. По окончании учёбы он проходил срочную службу в армии на Украине, в Сумской области. Вернувшись из армии, женился, родители его жены настояли на том, чтобы он пошёл в институт, так как их дочь окончила с отличием институт лёгкой промышленности, а его образование не соответствовало их принципам, впоследствии институт он бросил. Позже, в 1988 году, он развёлся с женой и отсудил у неё сына Дмитрия, которого решил воспитывать лично[1]. В 19861993 годах Михаил Круг работал водителем, затем начальником в городской автоколонне[1]. Впоследствии, в 2000 году, женился на уроженке Челябинска Ирине, которая после его смерти стала выступать под псевдонимом Ирина Круг[1].

Музыкальная деятельность Править

В 1987 году Михаил успешно поступает в институт, в котором узнал о конкурсе авторской песни, принял в нём участие и занял первое место с песней «Про Афганистан». После этого он серьёзно занялся написанием песен. Немалую роль в этом сыграл известный бард Евгений Клячкин, который был председателем жюри на 8 фестивале авторской песни. Именно он сказал Воробьёву: «Миша, тебе надо работать…»[1]Псевдонимом себе Михаил Воробьёв выбрал «Михаил Круг». Существует несколько версий происхождения этого псевдонима[1].

Первый свой альбом «Тверские улицы» Воробьёв записал на студии «Тверь», потом был записан второй альбом «Катя» и третий альбом без названия, все они так и не вышли официально, но были украдены и разошлись пиратским способом. Практически все песни, вошедшие в состав этих альбомов, были переписаны и спеты в последующих альбомах. В 1994 году в свет вышел новый альбом Михаила Круга «Жиган-Лимон», который, по мнению многих, стал поворотным в его творческой судьбе. Несмотря на приблатнённое название, в альбоме были не только блатные песни, но и лирические и иронические. Альбом неоднократно переиздавался, и фактически стал знаком вторжения Михаила Круга в российскую музыкально-поэтическую культуру[1].

В 1994 году был снят документальный фильм «Бард Михаил Круг", который был показан по каналу «Культура» лишь в 1999 году. В 1996 году году был показан его первый клип «Это было вчера». Михаил отдал деньги на новый клип, но ему их вернули, так как его песни запретили на телевидении. В отношении российской эстрады Круг неоднократно давал жёсткие комментарии, называя её «засильем гомосексуалистов»[2]. Так, однажды во время пресс-конференции в Брянске, он обозвал ведущего КВН Александра Маслякова «петушком, которого опустили на зоне в Твери, когда он там сидел за валютные махинации». Администрация КВН официально заявила, что Масляков не отбывал наказание, однако во время одного из интервью Круг заявил, что «Масляков сидел в Твери, и все в городе это знают»[3]. Также Круга отличала ненависть к людям левых политических убеждений, в частности, к коммунистам[4]. Также Круга характеризовали отвращение к феминизму, консерватизм и околомонархические политические убеждения[5]. Михаил Круг был членом ЛДПР, и помощником по культуре её лидера, Владимира Жириновского[6].

Первый раз Михаил Круг выступил за границей в 1997 году на фестивале «Русский Шансон в Германии» с братьями Жемчужными, на котором спел четыре песни, одна из которых — «Мадам» — была спета в гитарном варианте. Также Круг выступал в Америке (1998)- Майами, Бостон, Нью-Йорк, Джексон-Вилл. С 22 февраля по 6 марта 2000 года успешно прошло турне по Израилю. Были даны концерты в городах: Иерусалим, Тель-Авив, Назарет, Хайфа, Ашдод, Ашкелон, Ариэль и другие[1]. Неоднократно Круг давал благотворительные концерты, в том числе в местах лишения свободы[7].

Файл:Krug mogila.JPG

С февраля 1997 года с Михаилом работала новая солистка Светлана Тернова, которую он услышал на фестивале песни «Заволжье», и взял в группу[8]. Ряд песен для Круга были написаны Александром Белолебединским, до этого Михаил Круг исполнял только свои песни[8]. Песни «Я прошёл Сибирь», «Здравствуй, мама», «Окончен процесс (Я горько рыдаю)» «Искры в камине», «Хаим», «Плачь, скрипка (В каждом городе)», «Студентка», «Когда с тобой мы встретились» — народные, ранее их пел известный советский исполнитель Аркадий Северный[9]. Песня «Светочка» написана автором-исполнителем Леонидом Ефремовым. Правда текст версии Круга немного отличается от оригинала[10]. Самой известной песней Круга является «Владимирский централ», которая впервые прозвучала в альбоме «Мадам», и которая стала одной из самых известных песен русского шансона. Возможно, что она была посвящена вору в законе Саше Северному[11].

27 марта 1998 года в гостинице «Космос» Михаил участвовал на вручении премии «Овация» и получил ее в номинации «Русский Шансон». В ноябре 1999 года Михаил принимает участие в «Музыкальном ринге», дружеском состязании с Сергеем Трофимовым, и побеждает[12]. В январе 1999 года он занимает второе место по популярности в конкурсе «Русский шансон». В апреле 1999 года вновь был выставлен на номинацию премии «Овация»[1].

В 2000 году Михаил Круг исполнил роль криминального авторитета Леонида Петровича в фильме «Апрель»[1].

Гибель Править

В ночь с 30 июня на 1 июля 2002 года на дом Круга в Твери было совершено нападение, в результате которого он получил тяжёлые огнестрельные ранения, и 1 июля скончался в Тверской городской больнице № 6[13][14]. Прощальная панихида прошла 3 июля в 10 часов утра, в Тверском драматическом театре. На похоронах присутствовали Владимир Жириновский, Александр Семчев, Ефрем Амирамов, Катя Огонёк, братья Жемчужные, Вика Цыганова, многие руководители Тверской области, в том числе и её губернатор, Владимир Платов. Траурная процессия из автомобилей растянулась на несколько километров. После отпевания в Воскресенском соборе[15] Твери Круг был погребён на Дмитрово-Черкасском кладбище[16].

В 2008 году в Твери была арестована банда «Тверские волки», которая, возможно, была причастна к убийству. Ирина Круг опознала в одном из членов банды Александре Агееве убийцу своего мужа, но их причастность доказать следствию не удалось. Агеев был осужден пожизненно за другие преступления[17].

Критика Править

Круг постоянно заявлял, что все, кто критикует русский шансон - люди, близкие к официальной эстраде, которая у него вызывала раздражение. В частности, в своём последнем интервью от 13 июня 2002 года, он сказал:

« ...Как только кто-то умный начинает вешать ярлыки или старается проанализировать творчество автора, тут же выявляется официальный анализ, а он жанру уже не нужен, поскольку людей простых, которые не знают терминологии не надо сбивать с толку. Это хорошо для академических жанров, но не для нашего. Ведь кто критикует наш жанр – люди, занимающиеся «попсой». В наших песнях они ничего не понимают. Я признаю критику, но эта критика должна исходить от человека, вызывающего у меня уважение и обладающего авторитетом...[18] »

Песни Круга практически никогда не транслировались по телевидению, однако его популярности это никак не вредило[1].

Увековечивание памяти Михаила Круга Править

Файл:Michail krug.jpg
Сразу после смерти Михаила Круга друзья и близкие создали фонд на установку памятника поэта-песенника. Долгое время против установки памятника протестовала некоторая часть творческой интеллигенции Твери[19]. Тем не менее 24 июня 2007 года, во время праздника города Твери, памятник был торжественно открыт на бульваре Радищева в центре города[20][21].
Файл:Krug festival.JPG

Памятник отлит из бронзы. На нём Михаил Круг сидит на скамейке, оперевшись на гитару. Памятник сделан таким образом, чтобы на скамейке рядом с памятником можно посидеть и сфотографироваться. Памятник неоднократно подвергался актам вандализма, так, в ноябре 2007 года у памятника украли гитару[22], а в январе 2008 года неизвестные вандалы раскрасили памятник[23]. Впоследствии пропавшая гитара была восстановлена усилиями московского скульптора Андрея Смирнова[24]. По версии многих, акт вандализма совершали противники русского шансона как музыкального направления, так как похищенная гитара не представляла особой материальной ценности, и за её сдачу в металлолом можно было выручить лишь порядка 3000 рублей[25].

В ночном клубе «Лазурный» 10 апреля 2007 года открыт музей Михаила Круга. В этом клубе Михаил любил отдыхать и часто упоминал о нём в своих песнях. На открытии присутствовали мэр Твери Олег Лебедев, ряд других высших руководителей города, поклонники из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска и из США[26].

Ежегодно в конце июня проводятся фестивали памяти Михаила Круга, последний, восьмой по счёту, состоялся 25-26 июня 2010 года. Все фестивали состоят из двух этапов — конкурса исполнителей «На волне шансона» и концерта звёзд шансона. В концерте 2010 года принимали участие такие известные исполнители русского шансона, как Вилли Токарев, Вика Цыганова, Ирина Круг, Александр Добронравов и другие[27].

Также в Твери работают магазины, продающие атрибутику с символикой Михаила Круга[28].

Дискография Михаила Круга Править

Магнитоальбомы Править

  • 1990 — «Тверские улицы» (официально не издан)
  • 1990-91 — «Катя» (официально не издан)
  • 1990-91 — альбом без названия (не издан)
  • 1994 — «Лизок» (официально не издан)
  • 1995 — «Город детства» (официально не издан, выпущен пиратами в 1995 году)

Номерные альбомы Править

  • 1993 — «Жиган-Лимон» (переиздан в 1995 году)
  • 1995 — «Зелёный прокурор» (Первоначальное название «Светочка»)
  • 1996 — «Живая струна»
  • 1998 — «Мадам»
  • 1999 — «Роза»
  • 2000 — «Мышка»
  • 2002 — «Посвящение»
  • 2003 — «Исповедь»

Сборники Править

  • 1997 — «Жиганские песни»
  • 1997 — «Лирика»
  • 1999 — «Перекрёсток»
  • 1999 — Серия «Легенды русского шансона»
  • 1999 — «Владимирский централ»
  • 2000 — «The Best of»
  • 2001 — «После третьей ходки»
  • 2001 — «Пацаны» (Серия «Легенды жанра»)
  • 2002 — «Я прошёл Сибирь»
  • 2004 — «Магадан»
  • 2004 — «Золотой альбом»
  • 2004 — «Grand Collection»
  • 2005 — «Блатные песни»
  • 2005 — «Вольная песня»
  • 2005 — «Неизвестные песни»
  • 2005 — «Песни о любви»
  • 2006 — «Владимирский централ 2»
  • 2008 — «20 лучших песен»
  • 2009 — «Любимые песни. RU»
  • 2009 — «Владимирский централ (Soundtrack)»
  • 2010 — «Ништяк, браток!»

Совместные с другими исполнителями сборники Править

  • 2004 — «Михаил Круг и гр. Попутчик — 10 лет спустя»
  • 2004 — «Михаил Круг и Ирина Круг — Когда с тобой мы встретились»
  • 2006 — «Михаил Круг и Ирина Круг — Тебе моя последняя любовь»
  • 2009 — «Михаил Круг и Dj Black Fox — Лабиринт»
  • 2010 — «Михаил Круг и Светлана Тернова — Это было вчера…»

Отреставрированные архивные записи Править

  • 2004 — «Летопись. Том 2 — Пой душа»
  • 2004 — «Летопись. Том 3 — Домашний концерт»
  • 2004 — «Мой дружок»
  • 2005 — «Моим друзьям»
  • 2008 — «Калина-малина»
  • 2008 — «Архивные записи Фонда „Памяти Михаила Круга“»
  • 2009 — «Кольщик. New Sound»

Записи в программе «Ночное такси» Править

  • 19 февраля 1995 года
  • 17 июня 1995 года
  • 19 мая 2002 года
  • 1996 — Акустический концерт в студии «Ночное такси»
  • 1996 — Запись альбома «Живая струна» (Полная версия альбома «Живая струна» с комментариями между песнями)
  • 2008 — Золото шансона (7 CD). Продюсерский центр «Студия Ночное такси» выпустил в июле 2008 года 7 дисков серии «Золото Шансона», в которые вошли записи Михаила Круга в период с февраля 1995-го по май 2002 года в Санкт-Петербурге.

Концертные аудиозаписи Править

Альбомы и сборники, посвященные памяти Михаила Круга Править

  • 2002 — Любим и помним
  • 2002 — Памяти Михаила Круга посвящается
  • 2003 — Концерт памяти Михаила Круга
  • 2003 — Первое Июля

Михаил Круг на радио Править

  • Кафе «Шансон»
  • «Стриж-тайм» (03.12.2001)

Видеография Править

Документальные фильмы Править

Художественные фильмы Править

  • 2001 — Апрель (Роль криминального авторитета Леонида Петровича)

На телевидении Править

Телепередачи о Михаиле Круге после смерти Править

Концертные видеозаписи Править

Клипы Править

  • 1995 — День как день
  • 1996 — Это было вчера
  • 2003 — Кольщик (Клип памяти)
  • 2003 — Постой душа
  • 2003 — Приходите в мой дом

Фильмы по мотивам песен Править

Примечания Править

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Чтобы навсегда меня запомнили… /Михаил Круг;[Сост. Е. П. Беренштейн]. — М.:Эксмо,2010. — 352 с.:ил.
  2. Виктория ГРАНИНА Михаил Круг: «в тусовке, где поют Пенкин, Моисеев или Шура, я участвовать никогда не буду»  (рус.). Негоциант (N42 22.11-28.11.2000г.). Проверено 14 ноября 2010.
  3. Михаил Филимонов Михаила Круга не пускают на «голубой» экран  (рус.). Экспресс-газета (№ 7 Февраль 2001.). Проверено 14 ноября 2010.
  4. Марина ХОРУЖАЯ Михаил Круг: «Ненавижу коммунистов и гомосексуалистов»  (рус.). Эфир 365 (№44.). Проверено 14 ноября 2010.
  5. Оксана Торгина Михаил Круг: «Я взялся за голову в 33 года»  (рус.). ТВ Плюс (11-12-2003.). Проверено 14 ноября 2010.
  6. Дуэт попсы и власти.  (рус.). [1] (20 октября 2010.). Проверено 13 ноября 2010.
  7. Михаил Круг в тюрьмах выступает бесплатно  (рус.). [2]. Проверено 14 ноября 2010.
  8. 8,0 8,1 Группа Михаила Круга «Попутчик»  (рус.). [3]. Проверено 13 ноября 2010.
  9. Александр Аверьянов. Интервью сайта - Александр Фрумин  (рус.). [4] (24 февраля 2010 года.). Проверено 13 ноября 2010.
  10. Леонид Ефремов. НЕИЗВЕСТНАЯ ГРАНЬ ТВОРЧЕСТВА МИХАИЛА КРУГА.  (рус.). [5] (2008.). Проверено 13 ноября 2010.
  11. АНДРЕЙ Ъ-САЛЬНИКОВ; АЛЕКСАНДР Ъ-ЛУЧЕК. Арестовали музу Михаила Круга  (рус.). Коммерсантъ (№ 76 (2679) от 30.04.2003). Проверено 13 ноября 2010.
  12. На «Ринге» – Круг против Трофима  (рус.). [6]. Проверено 14 ноября 2010.
  13. В Твери убит певец Михаил Круг  (рус.). Newsru.com (1 июля 2002 г., 11:21). Проверено 13 ноября 2010.
  14. Убийство Михаила Круга: подробности  (рус.). KM.RU (02.07.2002). Проверено 13 ноября 2010.
  15. ПОХОРОНЫ МИХАИЛА КРУГА  (рус.). Караван+Я. Проверено 13 ноября 2010.
  16. Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ Тверь похоронила Михаила Круга  (рус.). Известия (18:06 03.07.02). Проверено 13 ноября 2010.
  17. Юлия ЗАГАРСКИХ Возможных убийц Михаила Круга Тверской областной суд отправил на пожизненное заключение  (рус.). Комсомольская правда (02.10.2009). Проверено 13 ноября 2010.
  18. РУССКИЙ ЖАНР МИХАИЛА КРУГА (последнее интервью)  (рус.). [7] (13 июня 2002 года). Проверено 17 ноября 2010.
  19. Лилия ЗЛАКАЗОВА БРОНЗОВЫЙ КРУГ, НЕБО ВОКРУГ  (рус.). Новая Газета (22.11.2004). Проверено 14 ноября 2010.
  20. Видео открытия памятника
  21. На бульваре Радищева открыли памятник Михаилу Кругу  (рус.). Комсомольская правда (27.06.2007). Проверено 14 ноября 2010.
  22. В Твери вандалы украли гитару с памятника Михаилу Кругу  (рус.). Newsru.com (19 ноября 2007 г., 14:41). Проверено 17 ноября 2010.
  23. В Вандалы осквернили памятник Михаилу Кругу в Твери  (рус.). РИА Новости (22/01/2008). Проверено 17 ноября 2010.
  24. Кирилл Левитов Бронзовый звон украденных струн  (рус.). Тверская газета. Проверено 17 ноября 2010.
  25. TverNews За гитару от памятника Михаилу Кругу злоумышленники могли выручить всего 3000 рублей  (рус.). [8] (19 Ноября 2007 14:25). Проверено 17 ноября 2010.
  26. ПОСЛЕ СМЕРТИ МУЖА ИРИНА КРУГ ПИЛА КОНЬЯК ЛИТРАМИ  (рус.). Вся Тверь. Проверено 14 ноября 2010.
  27. Итоги фестиваля шансона памяти Михаила Круга  (рус.). [9] (28 Июня 13:55). Проверено 14 ноября 2010.
  28. Марина МАЛЫШЕВА «Шансон по кругу»: для настоящих ценителей  (рус.). Комсомольская правда (20.04.2009). Проверено 14 ноября 2010.

Литература Править

  • Легенды русского шансона (статья, Р. Никитин, 2002, ISBN 5-85929-074-8)
  • Жизнь и смерть (Е. Новиков, Г. Жевнова, 2003, ISBN 5-224-04173-2)
  • Эхо живой струны (Р. Никитин, 2003, ISBN 5-85929-101-9)
  • Легенды и звезды шансона. От Вертинского до Шуфутинского (статья, М. Кравчинский, Н. Насонова, 2008, ISBN 978-5-367-00758-9)
  • Круговорот. Жизнь и смерть Михаила Круга (И. Банников, 2009, ISBN 978-5-17-058462-8)
  • Чтобы навсегда меня запомнили… (Стихи и песни, 2010 год, составитель Е. П. Беренштейн, ISBN 978-5-699-40860-3)

Ссылки Править

Эта статья выставлена на рецензию

Эта статья выставлена на рецензию. Пожалуйста, выскажите своё мнение о ней на подстранице рецензии.
ckb:میخایل کروگ

de:Michail Wladimirowitsch Krug el:Μιχαήλ Κρουγκpl:Michaił Krug

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики