ФЭНДОМ

Григорий Степанович Пирогов
Дата рождения

12 (24) января 1885(18850124)[1]

Место рождения

Новоселки Рязанского уезда Тамбовской губернии[2]

Дата смерти

20 февраля 1931(1931-02-20)

Место смерти

Ленинград

Страны

Российская империя Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик СССР

Профессии

певец

Певческий голос

бас

Коллективы

Мариинский театр, ГАБТ

Григо́рий Степа́нович Пирого́в (12 (24) января 1885[1], село Новосёлки Рязанской губернии — 20 февраля 1931 года, Ленинград) — русский певец (бас), певцами стали все его братья — Александр, Алексей, Михаил.

Биография и творчество Править

Из крестьянской семьи. В 1898 году переехал с родителями в Рязань, работал в плотницкой артели. С 16 лет пел в церковном хоре. В 1903 поступил в Московское музыкально-драматическое училище, обучался пению у М. Е. Медведева и Л. Д. Донского[3] до 1908 года, параллельно работая на чаеразвесочной фабрике купца В.Перлова и выступая в содержавшемся на его средства церковном хоре. Пытался поступить в Большой театр, был принят в Мариинский театр, дебютировал в 1909 в партии Нилаканты (опера Делиба Лакме). В 19101915, 19171921 — солист Большого театра, выступал также в Одесском оперном театре, петроградском Народном доме. С 1921 пел в операх и давал сольные концерты в Сибири, на Урале, на Украине, в Закавказье и Узбекистане. Гастролировал в Будапеште (1914), Риге (1923), Берлине (конец 1923 — начало 1924), Бухаресте, Праге и Копенгагене (лето 1924).

25 ноября 1930 в Большом зале Московской консерватории состоялся последний концерт певца.

Творческая характеристика Править

Обладал голосом широкого диапазона (свыше двух октав), что позволяло ему исполнять басовые и баритоновые партии. Выступления певца отличались огромной эмоциональной силой. За 22 года на сцене Г.Пирогов исполнил 52 разнохарактерные партии, из них 28 — в русском репертуаре. Особенно он прославился исполнением партий Руслана (Руслан и Людмила Глинки), Бориса Годунова, Досифея (Борис Годунов, Хованщина Мусоргского), Мельника («Русалка» Даргомыжского), Мефистофеля (Фауст Гуно), Вотана (Валькирия Вагнера). С успехом исполнял также русские народные песни.

Признание Править

В 1932 по ходатайству работников Московско-Окского речного пароходства один из лучших окских пароходов был назван именем певца. В 1966 имя братьев Григория и Александра Пироговых присвоено Рязанскому музыкальному училищу.

Литература Править

  • Ремезов И. Г. С. Пирогов. М.; Л., 1951

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 Большая биографическая энциклопедия
  2. ныне Рыбновский район Рязанской области
  3. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 4. Окунев — Симович. 976 с ил. М.: Советская энциклопедия, 1978 год

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики