ФЭНДОМ

Надежда Плевицкая
фото
Основная информация
Полное имя

Надежда Васильевна Плевицкая

Дата рождения

17 (29) января 1884(1884-01-29)

Место рождения

село Винниково, Курская губерния

Дата смерти

1 октября 1940(1940-10-01) (56 лет)

Место смерти

Ренн, Бретань

Страны

Россия, Германия, Франция

Певческий голос

меццо-сопрано

Жанры

фольклор, романс, оперные арии

Псевдонимы

Курский соловей

Надежда Васильевна Плевицкая (урождённая Винникова; 17 (29) января 1884, село Винниково, Курский уезд, Курская губерния — 1 октября 1940, Ренн) — русская певица (меццо-сопрано), исполнительница русских народных песен и романсов. По преданию, император Николай Второй называл её «курским соловьём».

Биография Править

Файл:Надежда Плевицкая.jpg

Юность Дежки Править

Надя Винникова воспитывалась в богобоязненной и трудолюбивой крестьянской семье. Образование, всего лишь два с половиной класса церковно-приходской школы, Надежда «отвоевала» у матери, запрещавшей девочке посещать занятия. Страсть к пению привела Дежку (так называли ее родные) в хор Троицкого монастыря, в котором она прожила более двух лет послушницей. Монастырское существование не пришлось по душе шестнадцатилетней девочке:

« Тут, за высокой стеной, среди тихой молитвы копошится тёмный грех, укутанный, спрятанный[1] »

Случайно попав на цирковое представление в Курске, она решается стать циркачкой и уже через несколько дней Надю принимают в труппу, но её мать узнаёт об этом и мешает планам дочери.

Надя устраивается горничной в богатую купеческую семью, а переехав в Киев, поступает хористкой в капеллу Александры Владимировны Липкиной, где через некоторое время начала исполнять сольные партии. Малограмотная, не знающая нот крестьянская девушка обладала не только удивительным голосом, но и абсолютным музыкальным слухом и без труда справлялась с самыми сложными сольными партиями и вскоре Надежда становится профессиональной певицей. Позднее Надя вступила в балетную труппу Штейна, где встретилась с бывшим солистом балета Варшавского театра Эдмундом Плевицким, за которого вышла замуж.

В течение последующих пяти лет, уже под фамилией Плевицкая, молодая артистка пела в популярном «хоре лапотников» Минкевича, а затем в московском ресторане «Яр», где снискала громкую славу солистки — исполнительницы русских народных песен.

В зените славы Править

Файл:Nadezhda Plevitskaya Za morem sinichka.ogg

При содействии Леонида Собинова выступала в Большом зале Консерватории, была дружна с Шаляпиным и многими актёрами Художественного театра. Не раз выступала при Дворе. Императрица Александра Федоровна, на одном из таких приемов, за вдохновенное пение подарила Плевицкой брошь с бриллиантами в виде жука. Самым известным почитателем Надежды Плевицкой был Николай II. По рассказам очевидцев, слушая Плевицкую, Император низко опускал голову и плакал. [2]

Роли в кино Править

Летом 1915 и 1916 Владимир Гардин в усадьбе Плевицкой снял два фильма «Крик жизни» и «Власть тьмы», с Плевицкой в главной роли. В 1918 оба фильма были перемонтированы в один под названием «Агафья». Александр Блок в своей записной книжке писал о том, что Плевицкая была снята в кинокартине «Молодой Ольшанский барин». Копии этих фильмов могли сохраниться в архивах Госфильмофонда.

В эмиграции Править

После революции — в эмиграции, в Германии и Франции, где пользовалась успехом: эмигрантские газеты писали о подлинной «плевицкомании». Её последним мужем был белый генерал-майор, корниловец Николай Скоблин.

Плевицкая — советская шпионка Править

Надежда Плевицкая была осуждена французским судом за соучастие вместе с мужем в похищении из Парижа в СССР главы РОВС белого генерала Евгения Миллера. Одновременно с похищением Миллера Скоблин бежал в СССР и погиб при невыясненных обстоятельствах. Президент Франции отказался её помиловать. Плевицкая умерла в женской тюрьме в Ренне (к этому времени Франция была оккупирована Германией).

Память о Плевицкой Править

  • В 1995 году в Курске прошёл первый фестиваль народной песни имени Надежды Плевицкой. Следующие фестивали проходили в 2005-м, в 2007-м и 2009-м годах.
  • 13 июня 1998 года в селе Винникове состоялось освящение и торжественное открытие памятника Плевицкой. (Скульптор — Вячеслав Клыков). [3]
  • 3 октября 2009 в селе Винниково открылся музей, посвящённый её жизни. [4]

В литературе Править

Литература Править

Примечания Править

  1. Н. В. Плевицкая. Мемуары: Дежкин карагод (1925), Мой путь с песней (1930).
  2. Агент Надежда Плевицкая (статья Ольги Егоровой)
  3. Песенная душа России
  4. В Курской области открылся музей Надежды Плевицкой

Ссылки Править

ja:ナジェージダ・プレヴィツカヤ

nl:Nadezjda Plevitskaja

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики