ФЭНДОМ

Файл:Полторацкий Марк Фёдорович 1780 портрет кисти Левицкого.jpg

Марк Фёдорович Полтора́цкий (17 (28) апреля 1729 — 24 апреля 1795, Петербург) — российский и украинский певец (баритон), основатель дворянской фамилии Полторацких.

Биография Править

Отец — казак Фёдор Полторацкий поселился в сотенном городке Сосница Черниговского полка Гетманской Украины и принял сан священника. В период гетманства Даниила Апостола 17 (28) апреля 1729 г. в его семье родился сын Марк. Мальчик рос смышленым, любознательным, и отец определил его в «латинские школы» Чернигова, в которых тот проучился четыре года.

Потом его учёба продолжилась в стенах Киево-Могилянской академии. С детства Марк обладал красивым голосом и, будучи студентом, пел в академическом хоре.

1744 — голос Марка услышал граф Алексей Разумовский, сопровождавший императрицу Елизавету Петровну в её поездке на Украину.

1745 — Марк Полторацкий простился со своими киевскими однокашниками и «определился» в Санкт-Петербург для певческой службы в хоре при императорском дворе. Карьера Марка складывалась удачно, вскоре он был назначен «уставщиком» придворного хора.

1750 — зачислен в Петербургскую итальянскую оперную труппу (первым среди российских артистов, сценический псевдоним «Марко Портурацкий»).

1753 — регент Придворной певческой капеллы (Санкт-Петербург). С именными указами императрицы неоднократно ездил отбирать лучшие голоса на Украину. В реестре «малых певчих» от 30 октября 1760 года, которых он отобрал, прослушав церковные, монастырские, школьные и другие хоры в Гетманских полках, был записан и Дмитрий Бортнянский, 9 лет от роду, — сын казака Глуховской сотни Нежинского полка.

1754 — полковник.

1763 — директор Придворной певческой капеллы (Санкт-Петербург).

1763 — указом Екатерины пожалован в дворянское звание.

1790 — в селе Красном Старицкого уезда Тверской губернии действительным статским советником Марком Фёдоровичем Полторацким была построена Преображенская церковь (освящена в 1803 году).

В 1740-х годах имение Грузины Новоторжского уезда Тверской губернии стало принадлежать Марку Федоровичу Полторацкому и было превращено в одну из богатейших усадеб Тверской губернии. К XXI веку в имении сохранились: главный дом с флигелями, служебный корпус, кузница, погреб, валунный мост, пейзажный парк, каменные жилые крестьянские дома (21 дом).

Действительный статский советник. Умер в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Имеется портрет кисти Д. Г. Левицкого.

Семья Править

Был женат на Агафоклее Александровне (урождённой Шишковой, из великорусских дворян). В семье было 22 ребенка. Наиболее известные потомки:

  • Фёдор Маркович
  • Павел Маркович(1768-1827)
  • Егор Маркович
    • Алексей
    • Анна (жена Ивана Ралли)
  • Агафоклея Марковна (жена Александра Сухарева)

Ссылки Править

uk:Полторацький Марко Федорович

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики