ФЭНДОМ

Файл:Пятницкий Митрофан Ефимович с крестьянами (1900-1910 ).jpg
Митрофан Ефимович Пятницкий
фото
Памятник М. Е. Пятницкому в Воронеже
Основная информация
Дата рождения

21 июня 1864(1864-06-21)

Место рождения

Российская империя Александровка, Воронежская губерния

Дата смерти

21 января 1927(1927-01-21) (62 года)

Место смерти

Флаг СССР Москва

Страна

СССР

Профессии

Музыкант
Певец
Фольклорист

Жанры

Хоровое пение
Вокально-хореографическая композиция
Русская народная песня

Коллективы

Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого

Сотрудничество

Л.М. Образцов
Камилло Эверарди

Награды

Заслуженный артист Республики

Митрофа́н Ефи́мович Пя́тницкий (род. 21 июня (3 июля) 1864, Александровка, Воронежская губерния — 21 января 1927) — русский советский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен; основатель и первый художественный руководитель русского народного хора своего имени. В Воронеже в честь музыканта названа улица и установлен памятник на проспекте Революции.

Биография Править

Пятницкий родился 21 июня (3 июля) 1864 года в семье священника.[1] Учился в Воронежском духовном училище. Одновременно с учёбой брал уроки пения у Льва Михайловича Образцова, а позднее, уже в Москве, у Камилло Эверарди[2].

В Москву приехал в 1897 году, с 1899 года поселился в Большом Боженинском переулке, 11.[3] С 1899 по 1923 год работал делопроизводителем в одной из московских больниц. Но увлечённость народным музыкальным творчеством приводит его в 1902 году к созданию ансамбля народной песни. Певицы ансамбля: П. В. Козимовская, М. А. Шевченко, Р. А. Кондра, певец-бандурист В. К. Шевченко.

Файл:Mitrofan Pyatnitskiy Novod 2.jpg

С 1903 года он член музыкально-этнографической комиссии при Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии и ведёт научно-этнографическую работу. Посетил много деревнь (главным образом воронежских), записал много песен от крестьян. При этом только на фонографе он записал около 400 народных песен, часть которых была опубликована в 1904 и 1914 годах. М. Е. Пятницкий не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей, он собрал коллекции народных инструментов и костюмов.

Первоначально Пятницкий записывал песни в своем родном селе Александровка, затем сгруппировал их в жанровые разделы, относящиеся к определенной песенной традиции, и опубликовал в 1904 году в своем первом сборнике «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)». 1904, 1910, 1920, 1925 годы, это годы, посвящённые наиболее плодотворным этнографическим поездкам.

«Народная песня, — говорил М. Е. Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать».[4]

В 1910 году М. Е. Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.

В 2 марта 1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания.[3]

С 1921 по 1925 годы М. Е. Пятницкий преподаёт пение в Третьей студии МХАТ (ныне — Театр им. Е. Б. Вахтангова) и на протяжении всей своей жизни является бессменным руководителем хора.

Умер Митрофан Ефимович 21 января 1927 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.[3]

Интересные факты Править

  • В с. Козловка Бутурлиновского района Воронежской области в начале века служил священником брат М. Е. Пятницкого, Сергей Ефимович Пятницкий. Митрофан Ефимович несколько раз приезжал к брату в гости записывать на фонограф русские народные песни.[5]
  • В с. Александровка Таловского района Воронежской области работает Александровский народный музей М. Е. Пятницкого.[6]
  • В 1986 году на киностудии «Мосфильм» снят двухсерийный фильм о жизни и творческом пути М. Е. Пятницкого «Певучая Россия»[7].

Награды Править

  • Заслуженный артист Республики (1925)

Примечания Править

См. также Править

Литература Править

  • Дорохов Г., М. Е. Пятницкий — создатель русского народного хора, Воронеж, 1950; Казьмин П., Страницы из жизни М. Е. Пятницкого, М., 1961.
  • Пасхалов В., М. Е. Пятницкий и история возникновения его хора, в сборнике: Советская музыка, Второй сб. ст., М., 1944.
  • Мартынов И. И., Государственный русский народный хор им. Пятницкого, 2 изд., М., 1953; Казьмин П. М., Страницы из жизни М. Е. Пятницкого, М., 1961.

uk:П'ятницький Митрофан Юхимович