ФЭНДОМ

Александра Александровна Сантагано-Горчакова (урождённая Мезенкампф, в замужестве Горчакова, выступала под псевдонимом Сантагано; 24 января (5 февраля) 1842, Харьковская губерния — 25 марта (7 апреля) 1913, Киев) — российская оперная певица (сопрано), музыкальный педагог и переводчица.

Начала заниматься музыкой в Полтаве у Алоиза Едлички. Окончила Смольный институт в Санкт-Петербурге, затем обучалась вокалу у Пьетро Репетто. В 18671871 гг. пела на сцене Киевской оперы, на рубеже 1870-80-х гг. гастролировала в Италии с собственной труппой, пропагандируя русскую музыку — в частности, в 1874 г. в Милане была поставлена «Жизнь за царя» Глинки, причём Горчакова сама перевела либретто на итальянский язык. На русский же язык Горчакова перевела около 75 оперных либретто, в том числе к операм Жоржа Бизе «Кармен», Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила», Амбруаза Тома «Гамлет», Жюля Массне «Вертер»; возможно, ей принадлежит и русский текст популярной «Элегии» Массне.

Оставив сцену, Горчакова стала заметным вокальным педагогом. До 1892 г. она преподавала в Одессе, одновременно выступая как музыкальный критик в газетах «Новороссийский телеграф» и «Одесский листок», в 18921897 гг. работала в Москве в музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, после 1897 г. преподавала в Киеве. Среди её учеников, в частности, Софья Друзякина, Марта Закревская и Леонид Собинов, в судьбе которого, по его воспоминаниям, Горчакова сыграла важную роль:

Я был уже по пению на последнем, 5-м курсе. На экзамене я спел последний акт из «Фаворитки» и акт из «Ромео». На экзамене был дирижер Большого театра Альтани, который и предложил Горчаковой привести меня на пробу в Большой театр. Горчаковой удалось взять с меня честное слово, что я пойду. Тем не менее в первый день пробы я не рискнул и, только когда Горчакова пристыдила меня, явился на второй день. Проба была удачна. Дали вторую — опять удачна. Тут же предложили дебют…

Собинов же опубликовал в газете «Киевская мысль» прочувствованный некролог Сантагано-Горчаковой.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики